Эпоха Отчаяния

Искусство мертво. Оно рухнуло, не выдержав собственной тяжести. Этакий колосс на глиняных ногах. Сквозь руины в сгустившихся сумерках медленно, медленно надвигается Эпоха Отчаяния.

 

Искусство – это всегда выражение доминантной мыслеформы конкретного историко-социального периода. То есть художественные образы, создаваемые отдельным творцом или даже целой плеядой творцов, – это, по сути, квинтэссенция образов, витающих в головах всего социума в целом. Поэтому искусство вряд ли можно назвать элитарным явлением. Скорее тут действует некий элемент выбора, мотивации: как, например, кому-то нравится рыбалка, а кому-то нет. Другой разговор, что сфера действия искусства неизмеримо шире: его задача отражать социальные феномены, изобличать их внутреннее содержание, показывать сильные и слабые стороны, тем самым влияя на их сущность, преобразуя и изменяя их. Мертвенность искусства лишь констатирует мертвенность общественного сознания. Все. Нет мыслей – нет искусства.

 

По мере своего становления и развития человечество изживает в себе божественные задатки прекрасного. На первый план выдвигаются математически обоснованные схемы социального развития, циничный расчет экономических моделей. Идеалы уходят на второй план и меркнут, всепоглощающая материя Вавилонской башней рвется в небо. В мире денег и биржевых индексов тесно творцу, он пытается вырваться, освободиться, но неминуемо подминается системой общественных ценностей и – по итогу – в последнюю же и встраивается. Творение умирает.

 

Это всего лишь Время Уныния. Коммерциализация искусства в угоду социальной конъюнктуре. Искусство – это очередной бизнес. Постулируемый процесс купли-продажи. А торговать лучше пустотой – производственных затрат никаких, полученная прибыль – вполне впечатляет. Галереи современного искусства (для тех, кто в них не бывал) – это биржи пустоты. Какие-то нелепые, кричащие сгустки, именуемые творениями, экзальтированные особы, похожие на тени из Преисподней, - потребители культурологического продукта, декадентский дух уныния, дорогие вещи, дорогой мир… И деньги, деньги, деньги…

 

Неудивительно, что при такой модели построения мира искусства, последнее оказывается убогим плагиатом на самого себя. Копрофагия, зоофилия, садо-мазохизм – какие-то изощренные, искаженные формы, конституирующие только одно: все умерло. Мысль мертва. Наши головы пусты. Надвигается хаос. Уныния больше нет, в свои права вступило полновластное Отчаяние.

 

Насилие, индифферентность, макроэкономика страха, геополитика крови, нефтяная сакральность – все это ведет нас сюда, в тупик Отчаяния. Художник больше не творец – охваченный бессознательным страхом, он просто транслирует то, что преподносит ему обезумевший мир. Крылатые ракеты, Северо-Атлантический альянс, экспрессивные африканские вожди, вездесущая холера третьего мира, цунами в Тихом океане. В рамках существующей социокультурной модели основная парадигма в искусстве – пустота. Пустота, несущая смерть.

 

Умирая, мы плачем, кричим, кого-то зовем. Искусство уходит беззвучно. Его давно уже нет в наполненных опиумным дымом салонах, нет в квартирах нью-йоркских дельцов. Искусство покинуло мастерские художников и темные сальные углы поэтов. Оно сбежало с эспланады клавиш печатных машинок. И нет его в потоке света софитов. Оно уходит по мере того, как благоразумие покидает наши головы. Оно отступает под натиском денег. Мир материи для него ядовит и убивает его. Отчаяние, захлестывающее отчаяние.

 

В мире, где вершатся сделки, нет места чувству. Только холодный расчет. Отсутствие чувства порождает безликость искусства. Кастрированное искусство бесполезно само по себе. Еще один продукт на товарно-сырьевом рынке общества потребления. Купите меня! Купите меня! Гаснет свет…

 

Ты слышишь шаги в темноте? Это оно уходит умирать. Ты больше не веришь в прекрасное… Любовь в твоем сердце больше не живет. Эти понятия навсегда стерты из социальной модели, которую прививают тебе с детства. Ее же ты будешь активно продвигать своим детям. Спрос и предложение, спрос и предложение. Конгениальная самой себе неискренность.

 

Я склоняю свою голову, борясь с Отчаянием. Неужели ничего больше нет? Эмбарго на искусство… Запрет мысли… Массированные бомбардировки участков головного мозга, отвечающих за созидательные процессы. Мы пусты. Искусство мертво. И лишь ветер свистит по бесцветному миру.