Роман Кадулин: «Хочешь быть в рок-н-ролле, будь в нём и всё!»

Герой нашего сегодняшнего интервью Роман Кадулин — рок-журналист, культуртрегер, создатель гида по рок-н-ролльному Петербургу. Поговорим с ним о тяжёлом роке, индастриале, техно и сопредельных жанрах, а также, конечно, о его текущем проекте, который должен помочь всем интересующимся не заблудиться в одной из главных столиц отечественного рок-н-ролла.

 

- Начнём, наверное, с того, что мне ты, в первую очередь, известен, как талантливый рок-журналист, постоянный автор становящегося культовым (и, надеюсь, рано или поздно он таким и станет) журнала «Пантеон Андеграунда», расскажи, пожалуйста, как для тебя началась эта история?

 

- На тот момент я работал арт-директором небольшого рок-бара на Ленинском проспекте под названием «Rock’N’Roll Racing». Я всегда подписываюсь на разного рода музыкальные СМИ в соцсетях из профессионального интереса. Однажды я предложил главреду «Пантеона» Марии Жень-Шень, чтобы моё заведение стало одной из точек распространения журнала. Потом Мария предложила помогать ей с ведением соцсетей, потом сделать пару расшифровок уже готовых интервью в аудио, а после этого я поехал брать интервью собственное. Если не ошибаюсь, это было интервью с лидером группы «Вереск» и арт-директором «Африки» Максимом Жерновым.

 

- Страшно было или после арт-директорства тебя уже ничем не напугать?

 

- У меня уже был опыт рок и не рок-журналистики к этому моменту. Например, я несколько лет был редактором и райтером новостей портала Петербургского рок-клуба UPRC.COM. А параллельно с "Пантеоном" примкнул к редакции сайта Rockweek.Ru, для которого я беру интервью, пишу отчёты о концертах и рецензии на музыкальные релизы. Так что бояться точно нечего.

 

- Как подписчик твоих социальных сетей я также знаком с твоей рок-н-ролльной культуртрегерской деятельностью, популяризацией рок-музыки: ты постоянно ходишь и ездишь на концерты, общаешься с музыкантами, собираешь рок-н-ролльный мерч… С чего началось твоё увлечение роком и музыкой вообще?

 

- Когда мне было 8 лет, я услышал Nirvana, и для меня это стало откровением. Я как человек, росший в семье, где не слушали ничего тяжелее и сложнее Розенбаума, был поражён, что, оказывается, бывает вот такая музыка. Чуть позже ко мне в руки попали кассеты Metallica, Iron Maiden и «Коррозии металла», я выменял на что-то какие-то значки с рок-группами, ближе к средней школе обзавёлся товарищами по интересам и понеслось.

У моего друга детства по прозвищу Дизель была большая, по подростковым меркам, коллекция рок-литературы, кассет, постеров, кое-что он подарил мне, и я храню эти артефакты до сих пор. Дизелю же это богатство досталось от знакомых его родителей, у которых почил родственник, увлекающийся тяжёлой музыкой. Увидев интерес Дизеля к этой музыке, они отдавали ему эти рок-сокровища целыми мешками.

Я брал у Дизеля рок-энциклопедии и читал их от корки до корки. А однажды на школьном сборе макулатуры увидел целую пачку журналов «Фузз», которую оттуда благополучно упёр — так я стал завсегдатаем ещё и этих сборов, в надежде в очередной раз спасти какую-нибудь «рок-макулатуру» от утилизации.

В универ я поступал уже с мыслью, что стану рок-журналистом, мой диплом был посвящён редакторскому разбору и анализу тех самых изданий, которыми я зачитывался в детстве.

- Про «Нирвану» и «Метлу» я понял, если можно, расскажи тогда более подробно о музыке, которая на тебя повлияла больше всего и о том, что слушаешь сейчас.

 

- Больше всего я люблю тяжёлую музыку – как по звучанию, так и по восприятию, хотя открыт вообще к любой честной музыке. За честность я могу простить артистам почти всё.

Все перечисленные группы из детства слушаю и намного больше. В студенчестве я стал слушать ещё и электронную музыку. Сначала я стал вникать в экстремальные её проявления — диджитал-хардкор (Atari Teenage Riot, Ambassador 21), брейккор (Rotator, Bong Ra), ритмик-нойз (Config.SYS, Winterkalte). Потом понял, что мне нравится и трип-хоп (Tricky, Portishead), и IDM, и абстрактный хип-хоп, и хорошее техно (не то, что принято называть «клубняком») и даже дарк-эмбиент. И сегодня ко всем этим позициям только прирастает.

 

- Что из последних открытий отметил бы?

 

- Очень понравился индустриально-роковый проект Epifania актёра Владимира Епифанцева. Он там достаточно убедительно выступает в роли вокалиста, а поёт то ли на английском, то ли вообще на несуществующем языке. Из электронного последнее открытие — Stanislav Glazov, который играет модульно-синтезаторное техно с весьма неожиданными и даже иногда диссонирующими (отчего его музыка только приобретает) звуковыми ходами.

 

- Вернёмся к твоей журналисткой деятельности. Общение с кем из музыкантов в качестве журналиста тебе запомнилось больше всего?

 

- Как ни странно, больше всего мне запомнилось общение не с музыкантом, а с автором памятника музыканту – Александру Башлачёву – Марией Ивановой-Очерет. Многие критикуют её проект, даже выступают против установки памятника. Но в интервью, напечатанном в 10-м выпуске «Пантеона андеграунда», она очень доступно объясняет – какие круги ада нужно пройти, чтобы установить объект архитектуры малых форм в нашем городе, и почему памятник таков, какой есть.

Не хочу обидеть никого из моих достопочтеннейших собеседников, просто это действительно самый необычный мой рок-журналистский опыт на сегодня.

- Насколько я понимаю, ты, как и я, большой поклонник индастриала и стрит-арта. Как возник интерес к этой культуре?

 

- Я скорее поклонник именно индустриальной музыки как явления. Я знаю, что за многими из индустриальных артистов стоит целая философия. Но меня интересует именно музыкальная сторона, а не учение Дженезиса Пи-Орриджа или обращение ещё к каким-то странным материям.

Так называемая «Эстетика е*ней» меня тоже, безусловно, привлекает, но я не стремлюсь посетить все на свете заброшки, хотя по случаю и не отказываюсь. Так что сталкером меня тоже не назвать.

В стрит-арте мне больше всего нравится игра авторов с объектами, какой было много, например, у нашего классика Паши 183: превращение стеклянных дверей метро в щиты полицейских, сквозь которые можно спокойно пройти, трансформация трамвайных рельс в эквалайзер, а проезжающего по ним трамвая – в фейдер и т.д.

Это более концептуальное и интересное уличное явление, чем просто граффити, хотя зачастую произведено теми же средствами. У меня нет предрассудков по поводу современного искусства. Любое искусство когда-то было современным, если на то пошло.

 

- На тему современности у меня есть животрепещущий вопрос, которым, впрочем, задавался ещё классик: рок-н-ролл сегодня скорее мёртв или же категорически нет?

 

- Все размышления по этому поводу приводят к очень нелепым и бессвязным беседам. Мне, как слушателю, который может формировать свой вкус независимо от каких-либо медиа, всё равно: мёртв он как какое-то массовое явление, будоражащее умы, или нет.

Мне достаточно того, что эта музыка существует в записи и на концертах, в творчестве отдельных артистов. Вообще для меня рок-н-ролльность бытия выражается не только в гитарной музыке и не только в музыке вообще. Хочешь быть в рок-н-ролле, будь в нём и всё.

 

- То есть для тебя рок-н-ролл – всё-таки больше жизненная философия, чем просто музыкальный жанр?

 

- Да. Это образ жизни, мыслей и действий, и именно в таком формате он стремится к бессмертию.

 

- Продолжим про рок-философию и сместим акценты к твоему новому масштабному проекту: интернет-порталу, посвящённому петербургскому року, местной рок-культуре и местам, так или иначе, связанным с ней. Расскажи нам, для чего создан этот проект и чего нам от него ждать?

 

- Этот масштабный проект никак не может увидеть свет уже лет 10. Прежде всего по техническим причинам, так как я ничего не понимаю в сайтостроении, а он полностью электронный.

Rock-Guide.Ru — это энциклопедический справочник, где будут собраны все существующие и когда-либо существовавшие рок-объекты нашего города — от ЛенРокКлуба до современных клубов, баров, рок-магазинов и стадионов. Они распределены по рубрикам, отмечены на карте города и каждому посвящена отдельная информационно-справочная статья. Никаких оценочных суждений, только факты и характеристики, при этом оценки им смогут ставить сами пользователи.

- Как я вижу, по задумке это будет весьма масштабный проект, аналогов которому лично я не встречал. Работаешь над ним в одиночку или есть помощники?

 

- На данный момент у меня есть только фотографы, которые любезно поделились фото из своих архивов: Юля Балина, Дарья Даркина и Светлана Карлова. Кое-что фотографирует моя подруга Наталия Никонорова, да и вообще всячески помогает переживать тяготы.

 

— То есть проект изначально целиком и полностью DIY-ный и держится главным образом на твоём энтузиазме? Не думал запустить краудфандинговую кампанию для его реализации?

 

- От краудфандинговых площадок я воздержался. Так как я мучаюсь с Рок-гидом много лет, я осознаю и тяжесть ответственности, если что-то пойдёт не так. Я просто несколько раз публиковал посты о, скажем так, готовности принять донейшн на этот проект, и мне скидывали денег друзья и даже подписчики. Например, я несколько раз получал перевод от девушки по имени Алина, которая ведёт авторский блог, посвящённый Виктору Цою в Инстаграм (@svoboden.pravda), и которую я ни разу не видел вживую.

 

- Откуда черпаешь материал для своего проекта?

 

- Я делаю авторские тексты на основе официальных пресс-релизов, воспоминаний современников, представителей заведений и любых доступных сведений, а про фото уже сказал выше.

 

- В целом, какой ты видишь миссию своего портала? Это будет интернет-гид или нечто большее?

 

- Мне достаточно того, что это будет гид. Мы, кто в теме, уже и сами себе рок-гиды. А вот человек, допустим, едущий в нашу рок-столицу на концерт из провинции, заглянет на такой сайт, проложит себе маршрут и сделает много открытий.

 

- Ты как-то сотрудничаешь с теми местами, о которых пишешь (я имею в виду действующие на данные момент заведения) или весь проект от начала и до конца – чисто твоя инициатива и рассчитывать приходится только на себя?

 

- Пока что проект нужен только мне. Но когда массив имеющихся у меня статей будет опубликован, надеюсь, мне удастся наладить систему взаимного пиара.

- Вообще во что, в конечном счёте, должен вылиться твой проект? В определённый момент он застынет, став таким энциклопедическим массивом, или же планируется, что он будет жить и меняться вместе с отечественным (и не только) роком?

 

- Он во многом статичный, но заведения регулярно закрываются, и, к счастью, открываются – и всё это должно быть отражено. Лет 10 назад у нас не было рок-караоке баров, да и самих рок-баров было полторы штуки. Теперь у нас огромный выбор, и для всех есть место в таком справочнике.

 

- Рок-тусовка, скажем так, весьма разнообразна и неоднородна: в ней есть и начитанные интеллектуалы, и, будем говорить откровенно, чумазые говнари – на кого рассчитан твой проект? Как считаешь, в целом он будет принят сообществом и востребован?

 

- Надеюсь, что на всех. Возможно, кто-то из чумазых и гадких рок-утят ступит на путь прекрасного начитанного рок-гуся, когда осилит пару десятков статей.

 

- Наверное, у каждого начинания есть конечная цель и критерии для оценки его успешности. Что будешь считать успехом при реализации своего проекта?

 

- Большего успеха, чем его обнародование, я для себя и не представляю. Можно много фантазировать, но меня будет устраивать, что он есть, актуален с точки зрения наполнения информацией и кому-то нужен.

 

- Отлично, тогда ждём скорейшего выхода твоего детища в свет! Напоследок, что бы ты хотел пожелать отечественным музыкантам и их слушателям, а также посетителям твоего портала и читателям твоих статей?

 

- Всего самого лучшего. А тому, кто этого по каким-то причинам не достоин: бросать всё к чертям и становиться достойным!