В последнее время в российском обществе происходят процессы, заставляющие всерьез задуматься о его, общества, психическом здоровье. Люди делают вещи алогичные, абсурдные, подчас идущие вразрез со своими собственными интересами. Ратуют за мир во всем мире и одновременно желают войны. Говорят о дружбе и в то же время ищут врагов. Пытаются заставить других уважать свое мнение, а вместо этого настраивают против себя весь мир. Чем это обусловлено и насколько осознанно делается? Что лежит в основе такого поведения?
Кажется, проблема заключается в том, что люди в полной мере не осознают своей роли в этом мире, не задумываются о последствиях совершаемых ими поступков и не отслеживают причинно-следственных связей, попросту – имитируют те или иные процессы и модели поведения, которые должны бы проживать сознательно и всерьез. Люди живут в обществе имитации, в котором все понарошку. Играют в большую забавную игру, надеясь на то, что в случае неблагоприятного исхода партию можно будет переиграть.
Хотим мы того или нет, но большинство наших действий обусловлены теми стереотипами поведения, которые закладываются в нас с детства. Так, к примеру, кажется маловероятной религиозность человека, воспитанного в семье атеистов, ведь ребенок в такой семье будет расти вне понятийного ряда религии, без феноменов бога и церкви и соответствующих бытовых особенностей вроде ношения нательного крестика или участия в воскресных службах. Такой ребенок, скорее всего, вырастет атеистом, и внезапное проявление религиозности в его случае будет уже отклонением от нормы, результатом возможного психоза.
Следовательно, модели поведения, привитые с ранних лет, становятся для взрослого индивидуума определяющими, а в процессе реализации его социальной функции - и определяющими для общества.
Однако в ходе резких индивидуальных, а чаще – социальных перемен и катаклизмов такой естественный порядок вещей, видимо, может быть нарушен и развивающийся психоз может привести к резкой смене поведенческой модели на диаметрально противоположную. Атеист, например, станет глубоко верующим человеком, а убежденный сторонник диктатуры начнет игры в демократию. В таком случае сформированная естественным образом психическая матрица человека с индивидуальным набором взглядов и идей будет, скорее всего, заменена на имитацию, эрзац. И человек имитирующий начнет прививать имитационную модель своему окружению и, конечно, своим детям.
Примером общества имитации может служить все постсоветское общество. Слом устоявшейся социопсихической модели, произошедший вместе с крушением советского государства, привел к травматической ситуации, когда имитация стала единственно возможной формой поведения, заместительной реакцией, обусловленной отказом от старых идеологических и психических шаблонов и неимением новых. Собственно, олигархи-комсомольцы или христочекисты, ставшие столь характерной частью нашей реальности, – яркий тому пример. Взаимоисключающие пункты биографии этих людей всего лишь следствие воспроизводимой ими имитации.
Следует отметить, что в обществе имитации все ненастоящее, все обусловлено той игрой, которую ведут его члены. Возьмем, к примеру, демократию.
Понятно, что доминанта прав и свобод человека определяется, в первую очередь, менталитетом общества, его традициями и культурными особенностями, тем историческим путем, который это общество преодолело. Демократические ценности реализуются там, где для них есть почва, есть богатый культурный слой, в котором эти ценности мучительно рождены и старательно взращены. Трудно убедить людей, привыкших к тому, что человек – песчинка, мелкий винтик в огромном маховике государственной машины, в том, что не они служат этой самой машине, а, собственно, сама машина создана только для того, чтобы удовлетворять их потребности. Самым простым выходом для человека и государства в данном случае будет имитация. То есть игра вместо реального принятия новой психической матрицы.
Хотите выборы – вот вам, пожалуйста, но только под строгим контролем хитрых политтехнологов и магов из Центризбиркома, а также под неусыпным оком всевидящего телевидения, назойливо программирующего этот самый выбор. Надо Конституцию – держите, привезем прямо в центр столицы на траках танковых гусениц и точными выстрелами из бронированных башен доставим прямо в Белый дом. Имитаторы демократии провозглашают гегемонию демократических ценностей, но приносят их в общество методами диктатур.
Характерный пример имитации – когда человек, воспитанный в условиях и традициях одной социальной страты, внезапно попадает в другое окружение. Он непроизвольно начинает имитировать поведение членов той социальной группы, в которой оказался, но т.к. это поведение не было привито ему с детства, не формировалось естественным образом, ничего кроме пошлого подражания, неумелой игры у него не выходит. Приглядитесь ко всем этим девочкам и мальчикам, выросшим в небогатых провинциальных семьях, приехавшим в столицу и внезапно добившихся каких-то успехов. Их показушность и кичливость – всего лишь следствие воспроизводимой ими имитации.
Как бы то ни было, имитация всегда поверхностна, она не задевает глубин психики человека. Имитирующий не склонен всерьез переживать обыгрываемые им роли. Потому что в противном случае это влечет шизофрению.
Ренессанс православия на обломках атеистического советского социума – еще один пример имитации. Трудно поверить в то, что люди, воспитанные в обществе без бога, получившие необходимое образование с его рациональной картиной мира, люди идеалов космического человека, человека-покорителя и Прометея, вдруг начинают воспринимать мир исключительно через призму теизма. Такое просто невозможно. По крайней мере, для образованной городской среды.
Поэтому рост числа адептов Русской Православной Церкви, наблюдаемый нами в последние годы, и связанные с этим ростом противоречивые поступки, совершаемые неофитами, зачастую идущие вразрез с догматами христианства, – это опять же следствие имитации. Усиление роли церкви, ее вторжение в частную жизнь, как правило, при помощи и поддержке аппарата государственного насилия, инициирует рост поверхностных религиозных чувств. Однако к истинной вере они имеют самое отдаленное отношение. Для истинной веры в человеческом сознании с детства должна быть зашита матрица религиозного восприятия мира. Поэтому какой-нибудь Энтео или депутат Милонов – это прекрасные имитаторы добропорядочных христиан, но не добропорядочные христиане. Впрочем, они вам скажут, само собой, обратное. Но агрессивное отстаивание своей принадлежности к той или иной модели как раз и является следствием (и подтверждением) имитации. Человеку, осознанно живущему внутри какого-то феномена, ни к чему доказывать свои предпочтения и привязанности, обоснованность своего поведения, для него это естественно и не вызывает вопросов.
Неудивительно, что в обществе, где политика и религия определяются имитациями, имитации же подвержена и социально-бытовая сторона жизни. Обычные люди со сломленной психической матрицей старательно обыгрывают те роли, которые всерьез не проживают. Например, имитируют достаток.
Развитие общества потребления и кредитный бум позволили многим людям, имеющим невысокий доход, значительно повысить собственный уровень жизни без существенных качественных изменений и затрат. Посредством имитации, конечно же. Знаменитый социальный трамплин «из грязи в князи» в тучные нулевые чудесным образом перешел из области языковых фразеологизмов в пространство реальной жизни. Люди научились жить не по средствам. Имитируя достаток посредством наращивания кредитной массы. Неудивительно, что в следующее десятилетие страна вошла с колоссальной закредитованностью населения, растущей изо дня в день. Зато дворы наших спальных районов теперь забиты иномарками всего ценового спектра и по вечерам приходится искать место, куда приткнуть свой кредитный «Форд», «Рено» или «Хендай».
Логично, что государство, живущее имитациями во внутренней политике, играющее в демократию под жесткой скорлупой диктатуры, транслирует точно такие же имитации и в политике внешней. Вместо того чтобы заботиться о русских, их правах и благополучии в самой России, государство начинает имитировать таковую заботу во внешнем мире, строить огромную сценическую имитацию под названием «Русский мир».
Впрочем, корни эти следует искать еще в советской истории. Собственно, Советский Союз – есть ни что иное, как имитация социалистического государства. Кажется, это понимали даже советские лидеры, ибо начиная с хрущевских времен последовательно отодвигали дату окончательного построения социализма вплоть до его краха.
Имитация объясняет такие взаимоисключающие вещи, поражавшие здравый смысл еще год назад, как монархисты, сражающиеся за народные республики Новороссии, или почитатели Брейвика, сопереживающие детям Донбасса и форсящие хэштег #savedonbasspeople, как лютые любители Варга Викернеса, растроганные разрушением гражданских объектов Донецка и Луганщины и адепты Коловрата, воюющие с фашистской чумой на территории Украины. Все это не взаправду, все это не всерьез. Отсюда и социалисты, ставшие соучастниками империалистической агрессии на востоке Украины, и апологеты реставрации дома Романовых, воюющие за социалистические идеи Воли и Труда, вознесенные на гербе Новороссии (который и сам является имитацией). Имитация под названием «русский мир» есть лишь следствие тех имитаций, которые воспроизводятся в политике, религии и быту. На радость отечественным либералам, которые, кстати, и сами являются имитацией.
Неспособность отечественной оппозиции к серьезной борьбе за власть, к борьбе с этой самой властью объясняется предельно просто – перед нами не оппозиция и не борцы с режимом, а искусная имитация этих самых борцов. В большинстве своем оппозиция лишь играет в борьбу, но не ведет ее. Особенно это касается ее лидеров. Тогда как рядовые активисты получают реальные сроки по реальным уголовным делам – и тут, как ни странно, имитация заканчивается.
Общество имитации – это форма Общества Спектакля Ги Дебора, с той лишь разницей, что Спектакль в данном случае трансформируется в процесс копирования и фальсификации, реально не проживаемый его участниками, не находящий отклика в глубинах сознания. Люди играют роли, разыгрывают действо, но с оглядкой на то, что все это лишь для виду, формально и всегда можно будет начать сначала, словно в компьютерной игре.
Имитаторская офисная деятельность, построенная на спекуляции, подменяет реальность производства, сфера услуг, торгующая имитациями, замещает выпуск реальных товаров. Строительство инновационных центров вроде Сколково имитирует модернизацию и научно-технический прогресс. Экономика современной России – одна сплошная имитация. Неудивительно, что столь популярное в последний год импортозамещение целиком и полностью построено на замене качественных иностранных товаров на их отечественные имитации.
Поведение правительства в условиях усугубляющегося экономического кризиса – тщательная имитация работы над ошибками и попытки перекройки устоявшейся модели. Мы-то знаем, что реально никто ничего делать не будет. Не умеют и не хотят. Будут ждать возврата нефтяных цен на прежний уровень. Далеко не факт, что это произойдет. Впрочем, население, возможно, какое-то время и будет имитировать состояние спокойствия и надежд на светлое будущее, вопрос лишь в том – как долго это продлится. Любая имитация разбивается о реальный голод и бытовой дискомфорт. Хотя и тут полной уверенности нет – сразу вспоминается Донбасс, живущий в условиях постапокалипсиса и усердно строящий свои «народные республики». Так и будут бабушки-одуванчики, получая на Почте России пенсию за текущий месяц и тут же оформляя кредит под следующую, имитировать готовность вытерпеть все, что угодно, «лишь бы не было войны».
Но общество имитации, так или иначе, обречено. Либо оно столкнется с реальным миром с самыми тяжелыми для себя последствиями, либо будет вынуждено полностью изолироваться от реальности с не менее тяжелыми последствиями. Пример тому есть – Северная Корея, где, как поется в известной песне, «тоже хорошо» и «то же, что у нас». Тамошнее телевидение во время прошлого чемпионата мира по футболу на полном серьезе рассказывало последователям идей Чучхе о том, что национальная сборная вышла в его финал. Грандиозная имитация в условиях полной изоляции – кажется, это тот путь, к которому население России в последнее время охотно склоняется.
Как избежать имитации в собственной жизни – вот вопрос. Пожалуй, стоит изредка проводить ревизию сознания, тщательно разбираясь, какие идеи и мысли в нем – ваши собственные, а какие – навязаны извне, т.е. обществом имитации. Имитация хороша для ребенка, перенимающего поведенческие модели взрослых, но не для самих взрослых. Великовозрастные инфанты опасны для самих себя и окружающих.
Впрочем, далеко не факт, что и это поможет, ведь самые гнусные лжецы – мы сами. И общество имитации возможно только благодаря нам. Стоит над этим задуматься. Если, конечно, представленный выше текст сам по себе не является имитацией социально-психологического и философского исследования. Все может быть.