Сегодня мы беседуем с Александром Ротермелем - основателем Нижневартовского проекта «Динозавр Динозаврович», чей альбом «Бесконечный сон» не так давно появился на просторах Сети и, само собой, попал в наш журнал. Итак, читаем внимательно, перечитываем и слушаем с упоением!
- Начну, наверное, с того, что напрашивается само собой: откуда такое название проекта? За ним стоит какой-то смысл или это просто такая шутка?
- Если честно, то нынешнее название довольно вымученное дитя долгих мук. Предыдущий мой музыкальный проект был с ужасным названием, что, собственно, сильно повлияло на его успешность. И в новом я наделся подобрать «идеальное». Специально создал заметку в телефоне и целый год записывал туда абсолютно безумные названия в стиле групп из «Ионотеки» (петербургский клуб, основная площадка для резидентов лейбла IONOFF MUSIC – примечание редакции). Материал к первому альбому копился и был уже почти готов, тогда-то я и понял, что нужно выбирать. Лучшим вариантом оказался «Динозавр Динозаврович» – так зовут детскую игрушку моей девушки: если нажать этому трицератопсу на пузико, он издает смешные несуразные звуки, честно говоря, с музыкальной точки зрения мы с ним довольно похожи.
- Ну и расскажи немного о проекте: когда и как он возник, кто участвует в записях и т.д. Я так понимаю, «Динозавр» - это one-man band, но, может, кого-то ещё привлекаешь к работе над песнями?
- Это, наверное, моя самая большая проблема, я – вообще не командный игрок. Привык всё делать сам и под ключ. Если мне нужен басист – я должен стать басистом, если нужен саксофон, придётся покупать саксофон и выдувать из него как умеешь. Никаких лупов, только хардкор. Моя первая рок-группа примерно по этой причине и распалась. Ребята хотели делать что-то одно, а мне было интересно играть и на их инструментах, и вообще учиться записывать музыку. В итоге моя квартира превратилась в студию звукозаписи. «Динозавр» появился на свет в 2019 году, всего с одной целью: записать два связанных между собой альбома и вымереть подобно настоящему динозавру.
- У нас публиковались оба альбома «Динозавра Динозавровича» и в обоих, как мне кажется, довольно отчётливо слышна звуковая стилистика нью-вейва, ну или того, во что превратился пост-панк во второй половине 80-х годов прошлого века, хотя, конечно, есть и абсолютно современные стилистические и технические штуки. В этой связи вопрос: чем ты вдохновляешься при создании музыки, кто оказал и оказывает на тебя музыкальное влияние, как формировались твои вкусы?
- Мои вкусы очень «специфичны». В 2012 году я играл на ударных в гранж-группе, мы пели свои песни, но они всегда казались мне простыми как пять копеек. А потом я случайно услышал трек «Echo & The Bunnymen», по-моему, это был их шлягер «The Killing Moon». И меня просто как стрелой в сердце пронзило. Передо мной открылись ворота в Англию начала 80-х, и захватило всё, что связано с этой эпохой. Я учился петь на партиях Питера Мёрфи, просто старался повторять за ним перед зеркалом. Начал писать песни и вдруг понял, что устал от гранжа и нужно двигаться дальше. Так моя первая группа и распалась. Примерно в тот безумный 2013 год я прослушал весь пост-панк эпохи расцвета: просто находил мёртвую группу на Last.fm, скачивал дискографию и переходил к следующей. Это было как наваждение. Мне кажется, я действительно переслушал весь пост-панк до 90-х, который в принципе реально найти.
- Сейчас что слушаешь, какую музыку?
- Сейчас я стараюсь не слушать какую-то определённую музыку вообще. Из-за моего увлечения пост-панком и всеми соседними жанрами у меня случилось какое-то выгорание что ли. Я начал много копировать и заимствовать, поэтому теперь стараюсь слушать всё вперемешку, не отдавая предпочтения одному жанру. Недавно вот открыл для себя фанк.
- Хочу отметить довольно интересные тексты, полные ярких и небанальных образов, в них хватает и каких-то злободневных вещей, и размышлений о том, что принято считать вечным. А для тебя что важнее: то, что происходит здесь и сейчас или какие-то вневременные категории?
- Для меня работа с русским текстом – это вообще в новинку на самом деле. Предыдущие лет 8 я писал песню сначала на русском, потом убого переводил её на английский (ну чтобы звучало так же «круто», как «The Sisters of Mercy»). Люди, знающие английский, просто ухахатывались с моих первых альбомов. И только в «Динозавровиче» у меня начался настоящий диалог с аудиторией. Оказалось, говорить на такие откровенные темы, да еще чтобы их все понимали – очень непросто. Ты как будто голый. Поэтому всё, что я написал или спел на русском языке, – это на 100% мои переживания. Прошлые, настоящие и даже будущие. И все они равноценно важны.
- Почему последний альбом назван «Бесконечный сон»?
- Очень сложный вопрос. Сама концепция тут именно в двух альбомах. Предыдущий, «Бесконечная ночь» – это начало. А «Бесконечный сон» – это конец. Больше альбомов не будет. Можете не ждать, кто вдруг ждал. «Бесконечный сон» – для меня это очень важная история про смерть. Год назад у меня осенью умер дед и последний трек в альбоме, он одноимённый, он именно про него. «Динозавр Динозаврович» заканчивается на бесконечном сне, иначе и быть не может. Как и сам жанр, который давно находится в этом сне.
- По манере подачи мне некоторые песни со «Сна» напомнили группу «Звуки Му». А как ты относишься к творчеству недавно покинувшего наш мир Петра Мамонова?
- Честно говоря, русская музыка меня очень сильно обошла стороной. Я бы даже сказал, я ею брезговал долгое время. Просто зачем слушать наш вариант тех же «The Cure», если есть сами «The Cure»? Сейчас мне многие говорят про «Звуки Му», наверное, придётся послушать…
- Каким образом распространяешь своё творчество? Возникают ли какие-то сложности с выходом к аудитории, с продвижением музыки? Сейчас ведь много самых разнообразных музыкальных проектов, и конкуренция за слушателя предельно высока… Мне кажется, из-за этого очень много хороших андеграундных проектов просто недооценено…
- Я даже больше скажу: выпуская этот альбом, я знал, что он провалится. Два года назад я начал изучать настоящую дистрибуцию. До этого момента я просто заливал свои треки в ВК и кидал в предложку по жанровым пабликам. Так что для меня все-таки это шаг вперед. В «Бесконечный сон» я не верю с точки зрения коммерческого успеха, да и вообще какого-либо успеха. Аудитория слишком нишевая и маленькая. В этом году я очень много усилий потратил на рекламный посев и даже посеял немного в тик-токе, но делал это скорее по инерции. Понимание, что пост-панк как жанр не сможет сделать из тебя крупную звезду, наступило уже давно. Такова доля андеграунда. Хочешь делать музыку, которая нравится только тебе? Наслаждайся двумя тысячами прослушиваний.
- А как насчёт концертной деятельности? Есть таковая? Или у тебя чисто студийный проект?
- Если честно, я скептически отношусь к концертам. Я почти 4 года выступал с группой и по большему счету, там (в клубах и на концертных площадках) нет людей, которые приходят услышать какой-нибудь новый звук. В основном все пьяные и просто тусуются. Хороший концерт - это каверы и старые песни о главном. Уж точно не нью-вейв про мёртвого деда. «Динозавр Динозаврович» – это два альбома, единая история, которую лучше слушать по очереди и желательно в наушниках.
- Насколько я понимаю, у тебя есть ещё один проект, который ты делаешь под своим именем Саша Ротермель, в чём его отличия от «Динозавра Динозавровича»?
- Всё очень просто. Если «Динозавр» – это продукт вымирающего жанра, то мой второй проект – это попса, для раскрутки моей инсты и заработка (в будущем) денег на тик-токе. Такая несерьёзная игрушка дьявола с короткими песенками. (Песня про пчелу, кстати, изначально так и задумывалась, но в процессе переросла в личную рефлексию). Я сейчас планирую пилить мини-альбом чисто под тик-ток модель распространения. Да, выживаю как могу.
- В песне «Над заводом дым стоит» есть такая строчка: «У кого стояк на злато, у кого на знамя». А как, по-твоему, что важнее: какие-то материальные блага или же напрочь лишённая материальной составляющей идея? И так ли сильно противоречие между этими двумя категориями, ведь человеческая история уже не раз демонстрировала нам примеры того, как с виду хорошие бескорыстные идеи оборачиваются самым банальным стяжательством?
- Вообще, этот трек, наверное, единственный с «повесточкой», ну или скорее с моими личными переживаниями вокруг политической ситуации в стране и мире. Мне кажется, во всём важен баланс. И нашей стране ещё предстоит этому научиться. С одной стороны у нас знамя и идеология, с другой – заводы и золотые дворцы гегемонов. По большему счету, важно ведь и то, и другое. Только вот русскому человеку вечно приходится выбирать что-то одно.
- Каким ты видишь своего слушателя? Есть какие-то эстетические требования или твоя музыка предназначена для широких масс?
- Мои слушатели – люди от 30 до 40 лет. Они слышали много музыки, любят панк и всё, что с ним связано, им, пожалуй, есть с чем сравнить. Проблема в том, что даже в масштабе целого мира – эта аудитория настолько мала, что работать на неё, с точки зрения логики, нет никакого смысла.
- У тебя в паблике есть несколько видеоклипов на песни, сам делаешь их или привлекаешь помощников со стороны?
- Я работаю в мультимедиа-сфере. Поэтому немного шарю за монтаж и сьёмки. Но для «Динозавровича» я сильно не запариваюсь с клипами. Хотя изначально это должен был быть двухсерийный мини-фильм. Я даже начал писать сценарий и раскадровки, но с бюджетом не сложилось. Так что сейчас я в основном делаю снипеды для соцсетей. Клипы ведь по-прежнему – лучший способ продвижения. Снимаю на телефон, обычно прошу побыть оператором мою девушку, дай ей бог здоровья за эти мучения! :)
- А как вообще обстоит дело с музыкальной сценой Нижневартовска? Есть какие-то возможности, чтобы реализовываться в качестве музыканта?
- Как таковой сцены у нас нет. Раньше был один клуб, он постепенно разорялся на протяжении нескольких лет и сейчас окончательно закрылся. Играли там в основном каверы и "русский рок". Как мне кажется, в регионах реализоваться в качестве музыканта, играя по клубам, в принципе нереально. Да и бессмысленно. Мы ведь живем в прекрасное время интернета и можно вещать на более широкую аудиторию.
- Какие творческие планы вообще и на ближайшее будущее, в частности?
- Я планирую стать звездой. Если всё пойдёт по плану, через пару лет вы увидите моё лицо на каком-нибудь моющем средстве... Поэтому, скорее всего, уйду в более простые музыкальные жанры. Сейчас в планах работа именно на музыку для тик-тока, фоновую и вирусную. Хочется делать что-то максимально массовое, чтобы твои треки орали по ночам из проезжающих колымаг. От серьёзной музыки я, наверное, устал… возможно, буду писать пост-панк в стол, ну чисто для себя любимого. Но это не точно.
- Что бы ты хотел пожелать своим слушателям?
Слушайте только то, что нравится, и делайте только то, что считаете нужным. Спасибо за этот разговор по душам.
- Спасибо и тебе!