В гостях у нашего журнала лидер группы «Мартовские Иды» (а в прошлом «The Burning Giraffe») Александр Корзун, и мы говорим с ним о южной готике, римском календаре и смерти Цезаря, а также о многом другом. Итак:
- Расскажи немного о своей группе: как и при каких обстоятельствах она появилась, кто является участниками, кто за что отвечает в коллективе и т.д. Насколько я понимаю, раньше вы назывались «The Burning Giraffe», с чем связана смена названия? Претерпела ли ваша музыка в этой связи какие-то изменения?
- Группа появилась примерно в конце 2014 года. После распада пост-панк/дэт-рок бэнда «Salome’s Dance», в котором я был гитаристом, я решил собрать собственный коллектив, где буду отвечать за стилистическую составляющую музыки и пытаться сочинять песни в более интересных мне жанрах. Долгое время мы репетировали инструментально и без названия. В начале 2016 года, когда в группе появился первый вокалист, мы взяли название «The Burning Giraffe», начали играть концерты и записывать альбом. Как раз после выхода лонгплэя, в конце 2017-го, я осознал, что уже готов исполнять песни на родном языке и предложил это группе. К сожалению, моя позиция не нашла отклика у тогдашнего вокалиста «Жирафов» (их за это время было двое), и он покинул коллектив. Тогда же я решил и эту функцию (вокалиста) взять на себя. Таким образом, с 2018 года мы начали петь на русском, и смена названия на кириллическое стала логичным шагом. Конечно, наша музыка, точнее – звучание, изменилась, но это естественный процесс каждой группы и со сменой названия или языка песен не связан. Почти всю музыку писал и пишу я, и песни с альбома «Вертиго» либо уже были, либо в будущем стали бы песнями «The Burning Giraffe» (а стали в итоге песнями «Мартовских Ид» - примечание редакции).
- Откуда такое, скажем, не совсем обычное название? Насколько я понимаю, это связано с историей Древнего Рима плюс какие-то шекспировские мотивы, очевидно?
- Что такое «Мартовские Иды» можно посмотреть в Google, не буду в это глубоко вдаваться. Я очень люблю историю, античности в том числе, но название появилось абсолютно случайно. В этот самый день, 15 марта, я перебирал в голове подходящие названия для группы и в какой-то момент, когда я услышал, как, кажется, по радио начали вспоминать те самые Мартовские Иды, в моей голове что-то щёлкнуло. Вот! Вот же оно! О трагедии Шекспира, посвящённой смерти Цезаря, мне стало известно позднее, поэтому он тут точно ни при чём.
- Сколько у вас альбомов на данный момент и связаны ли они как-то между собой? Или каждая новая пластинка – это отдельная история?
- Безусловно, какая-то связь между альбомами присутствует, она идёт от песни к песне, но не думаю, что стоит пытаться её как-то отследить. Поэтому скорее каждый альбом - это действительно новая история.
- Непосредственно о музыке: то, что играете вы – это довольно эклектично, слышны и грустные блюзовые ноты, и задорный рок-н-ролл с сайкобилли, и какие-то постпанковские вещи с эстетикой отрешённости, «потусторонности» какой-то… А вы сами как определяете свою музыку, какими эстетическими ориентирами руководствуетесь?
- Не секрет, что мы пытаемся играть ту же музыку, что и слушаем. Это нормально. Я люблю и кантри, и пост-панк, индустриальную музыку, авангардный джаз и даже спиричуэлсы. Отсюда такое музыкальное разнообразие.
- Наверное, каждый музыкант помимо того, что сам является творцом «культурного продукта», ещё и несёт за плечами определённый багаж прослушанной музыки, бэкграунд, заставивший его взяться за инструмент… В твоём случае, кто больше всего повлиял на желание заниматься музыкой?
- Мне было 9 лет, когда я услышал альбом «Звезда по имени солнце» группы «Кино». Именно тогда я решил заниматься музыкой.
- Не только мы, но и другие издания, насколько я понимаю, подмечают в вашем творчестве выраженные готические мотивы – такую блюзовую готику из тростниковых зарослей по берегам Миссисипи… А как ты сам относишься к американской южной готике?
- Последние годы мне всё это очень близко, иначе бы это не нашло отражения в моём творчестве. Я люблю не только музыку, но и кинематограф: различные фильмы про безумных проповедников с юга, преступников типа Джесси Джеймса, всякие вестерны и прочее.
- Насущный вопрос: как вы распространяете свою музыку, каким образом выходите к слушателю? Сейчас огромное количество музыкантов, и затеряться среди других имён проще простого… для вас не является проблемой находить свою аудиторию?
- Как и все современные музыканты, мы распространяем своё творчество через интернет. Через дружеские и тематические паблики, через репосты друзей. Конечно, хотелось бы получать больше отклика на наше творчество, видеть больше людей на концерте. Возможно, подобная музыка не особо интересна у нас в городе и в стране (к примеру, я не знаю ни одного отечественного поклонника «Gun Club», кроме меня и моей жены), возможно, мы делаем недостаточно интересную и качественную музыку.
- Какую музыку слушаешь сейчас? Творец вообще должен слушать коллег по цеху или же, наоборот, вынужден максимально дистанцироваться от них, чтобы избежать возможных повторов и заимствований?
- Если под коллегами по цеху имеются ввиду современные отечественные исполнители, то в этой плоскости мне интересна пара команд, к примеру, «ГШ» или «Junkyard Storytellaz», но не более. Если надо составить какой-то топ моих любимых музыкантов, то, пожалуй, назову Ника Кейва, Тома Уэйтса, «Einsturzende Neubauten», «Bauhaus» и «Swans». Из относительно молодых зарубежных коллективов мне импонируют «Spirutual Front» и «King Dude».
- Ваш последний на сегодняшний день альбом получил весьма интересное и уж точно неоднозначное название – с чем связан его выбор?
- Название альбома - строчка из песни «Этой ночью». Не стоит искать здесь подводных камней, у альбома должно было быть название и это показалось мне наиболее подходящим.
- Вообще тема смерти тебе близка? Смерть – это конец или начало?
- Конечно, тема смерти мне близка и интересна, как и всё неизведанное. Безусловно, смерть – точно ещё не конец. Не может же Дилан ошибаться.
- В альбоме «Если я умру до того, как проснусь» есть песня про нигилиста – тебе близок такой образ взглядов и мыслей? Или отрицание всего и вся – всё же не про тебя?
- Несмотря на то, что я где-то частично с себя писал эту песню, отрицание всего и вся точно не про меня. По крайней мере, уже не в моем возрасте. Хотя в своё время персонаж Тургенева Базаров меня по-хорошему поразил, поэтому написать такую песню было весьма интересно.
- В вашем творчестве я лично чётко прослеживаю интерес к теме сна (песни «Колыбельная», «Мы живём во сне», опять же название нового альбома…) – сон для тебя – это какое-то особенное состояние?
- Всё же, наверное, только песня «Мы живём во сне», наш оммаж культовому сериалу «Твин Пикс», имеет непосредственное отношение к теме сна. Безусловно, сон - это особенное состояние, неизведанное. Погружение в глубины разума, в саму бездну.
- Видео на песню «Мечтатель» - это пока единственная видеоработа или есть ещё? Вообще нет желания активнее развиваться в этом направлении, больше визуализировать свое творчество?
- Сложный вопрос. Конечно, мы хотели бы снимать больше клипов или каких-то других видео, но, к сожалению, ни Антон Корбайн, ни Дэвид Линч не предлагали нам своих услуг. Периодически находятся режиссеры, предлагающие снять видео за немалые деньги, но лично у меня всё это вызывает скепсис ещё на начальном этапе. Скажем так, я не видел ни одного достойного результата, соответствующего предполагаемым затратам, поэтому если мы и снимем что-то в ближайшее время, то, скорее всего, это снова будет что-то в стиле лайв-видео.
- С кем бы ты хотел сделать совместный трек?
- Честно говоря, никогда не задумывался об этом. Думаю, вопрос подразумевает какие-то реальные имена отечественной сцены. И я затрудняюсь на него ответить. Во времена «The Burning Giraffe» мы записывали песню с моей давнишней знакомой, на тот момент вокалисткой группы «Rusty Sharks», Дарьей. Это был классный опыт – и у нас получилась достаточно мощная песня.
- Как обстоят дела с концертной деятельностью? Регулярно выступаете или вы – больше студийная группа?
- В период «The Burning Giraffe» мы достаточно часто выступали, случались даже выезды в Хельсинки и Москву. С «Мартовскими Идами» дело обстоит немного иначе, мы играем гораздо реже. К примеру, предстоящая презентация альбома станет нашим первым концертом в этом году. Причины просты: зачастую мы сами занимаемся организацией собственных концертов, и это отнимает достаточно много времени и эмоциональных сил. К тому же мы не можем похвастаться аншлагами. Поэтому повод для такого события с нашей стороны должен быть исключительный. Презентация альбома - хороший повод.
- Ну и, собственно, раз речь зашла о концерте-презентации в клубе «Сердце», спрошу: чего ждать зрителю от этого шоу?
- Могу сказать, что на этот раз мы сыграем абсолютно все песни с нового альбома (не припоминаю, чтобы мы так делали ранее). К сожалению, из-за концертной загруженности до конца не решён вопрос с участием в концерте всех музыкантов, принимавших участие в записи альбома, но в любом случае, мы можем пообещать в этот вечер искренность и задор с нашей стороны.
- И напоследок: что бы ты пожелал своим слушателям?
Приходите на наш концерт, слушайте наш новый альбом, будьте активнее на наших страничках в социальных сетях. Мы ценим каждого зрителя, каждое сердечко, комментарий и репост.